История - ХРАМ ВХОДА ГОСПОДА СПАСА В ИЕРУСАЛИМ

История

Сегодня Спасский монастырь с его храмом Входа Господа Спаса в Иерусалим, как и триста с лишним лет назад, радует глаз гармоничной архитектурой, белоснежными стенами и сверкающими куполами, покрытыми медными листами. Гордо устремлена в небо звонница с новенькими колоколами, полностью восстановлена монастырская ограда с угловыми башнями — она напоминает хорошо укреплённую крепость и даёт представление о былом величии старинной обители.

К сожалению, сведений о том, когда возник монастырь и кто является его основателем, не сохранилось. Но нужно понимать, что одной из наиважнейших государственных задач было строительство монастырей. И, конечно, об этом заботились и удельные князья Верейские и Белозерские — сын и внук святого великого князя Димитрия Донского, Андрей Димитриевич Можайский и Михаил Андреевич Верейский (умер в 1486г, Пафнутьево-Боровский монастырь). 

Первые письменные упоминания о двух монастырях в Верее связаны с началом ХVII века и Смутным временем. Две царские грамоты, подписанные Михаилом Феодоровичем Романовым в 1627 и 1642 гг., разрешали монахам Верейского Входо-Иерусалимского монастыря пользоваться пашнями и ловить рыбу в Протве на территории соседнего Обновления Храма Воскресения Христова во Иерусалиме монастыря, пока шло его восстановление. Его так и не воссоздали, а разрешение действовало ещё долго. В указанной грамоте есть косвенное подтверждение древней истории верейских монастырей, государь ссылается на вклады  предыдущих царей в верейские обители: «Да Воскресенского ж монастыря рыбные ловли в реке Поротве прежних Государей жалованье на фимиям и на ладан и на свечи на вино церковное Входа Иеросалимской же монастырь.»

Михаил Федорович Романов. Русский царь с 1613 по 1645 годы

В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева для подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» есть упоминание о Входо-Иерусалимском монастыре и его владениях: «Монастырь Входиеросалимской на реке на Поротве. А на монастыре церковь Вход во Иеросалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение монастырское. Да на монастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей, А около монастыря ограды нет, все пусто, да под монастырем пустошь, что была слободка служня». В 1677 году старую монастырскую деревянную церковь снесли, а на её месте монахи начинают возводить каменный собор. Строительство его благословил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким Савелов (1620-1690), которому эти места не были чужды — его род владел сельцом Сивково близ Вереи. Закончилось возведение нового каменного, храма в 1679 году. Новый антиминс был выдан в сентябре 1680 года.

Точную дату начала строительства каменного собора можно увидеть на закладной плите, вмурованной в стену с левой стороны от входа в верхний храм. Надпись на закладной доске гласит: «Божиею милостию и по благословению Великаго Господина Святеишего Иоакима Патриарха Московськаго и всея Росии при благочестивиишем Государе Царе и Великом князе Феодоре Алексиевиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодерьжце зачета сия Богом созданная церковь Спаса Входиеросалим лета 7185 году (1677) а совершена во 187-м году (1679) а строена сия церковь тоя обители при игумене Андреяне и при келаре старце Захарии и при казначеи старце Иосифе».

Выстроенный монастырский собор стал самым большим каменным сооружением в Верее, которая в начале ХVII века, накануне Смутного времени, насчитывала до девяти православных церквей, включая два монастыря. Однако у новой церкви имелся один существенный недостаток — она была холодной, как и большинство храмов в те времена. Теплым приделом Входо-Иерусалимская церковь обзаведётся только через семьдесят лет.

Закладная доска Входо-Иерусалимского собора Верейского Спасского мужского монастыря

В 1717 году игумен Спасского монастыря Павел «с братиею» обратился в патриарший Казённый приказ с прошением решить проблему холодного храма. Он просил дозволения переправить в обитель «ветхую деревянную» церковь Покрова Пресвятой Богородицы из соседнего села Тропарёво. Дескать, надобность в ней у тамошних сельчан отпала в связи с постройкой в селе новой церкви*. 

Покровский храм, село Тропарево

Игумен сообщал, что тропарёвский вотчинный князь Петр Алексиевич Коркодинов, «той церковью поступился», то есть разрешил её разобрать и по вешней воде переправить в Верею. Прошение было удовлетворено и переехавшая церковь прослужила теплым зимним храмом долгих 30 лет, а позже, когда она пришла в ветхость было решено пустить её на дрова. 

Обнаруженная переписка меж монастырем и императрицей Елизаветой Петровной проливает свет на историю жизни обители в 1748-54 годах. Так, по сведениям датируемым последней четвертью семнадцатого века ограда монастыря строилась на вклад протопопа Московского Троицкого Собора, что близ Спасских ворот — Ивана Васильева. К сожалению, к моменту начала переписки ограда значительно пострадала: » с половину и болши до самого фундаменту от ветхости развалилась…». Назрела необходимость разобрать часть ограды, на которую, видимо, смотрели как на источник дарового кирпича и устроить отдельную каменную Покровскую церковь. В 1748 году иеромонах Спасской обители Варсонофий в челобитной императрице просил разрешения разобрать часть обветшавшей и местами обрушившейся ограды монастыря, а кирпич пустить на постройку новой тёплой Покровской церкви взамен старой, пустив её деревянные останки на «печение просфор» и на отопление монашеских келий. 

Елизавета Петровна императрица Всероссийская с 1741 по 1762 годы

Чтобы удовлетворить просьбу братии, Елизавета Петровна издала специальный царский указ. Начав разборку ограды братия увидела, что мечтам об отдельной теплой церкви сбыться не суждено, слишком мало материала, пригодного для строительства выходило от разборки. Тогда братия принялась за добычу кирпича непосредственно в храме. Преобразовав подклет Спасской церкви — разобрали две перегородки погребов. Но кирпича все равно было мало, да и не хватало денег на наем рабочих. И спустя всего год игумен монастыря Герман вновь пишет челобитную императрице, в которой сообщает, что ничего сделать так и не удалось, однако, по приказанию епископа Можайского и Волоколамского Серапиона, Покровскую церковь устроили в освободившемся помещении подклета Входо-Иерусалимского храма, и он — Герман «с братиею» — просит высочайшего разрешения об освящении нижней церкви. Разрешение было получено. В результате произведенных работ, Верейский Духовного Заказа заказчик в 1750 году произвел приемку помещения подклета и нашел его соответствующим размещению церкви. Обращает внимание перечень икон в иконостасе столярной работы, где на северных дверях помещено изображение Благоразумного Разбойника. Игуменское место находилось у правого крылоса, крылосы простые плотницкой работы. Опись отмечает изразцовую печь в подклете. Нижнюю церковь освятили 20 февраля 1750 года**.

В 1764 году, 8 марта, императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. В рамках этого высочайшего повеления был упразднён и Спасский Входо-Иерусалимкий монастырь, поскольку ко времени выхода указа здесь подвизались всего семь иноков, включая игумена, и нескольких служителей. К тому же здания его сильно обветшали и частью разрушились. Как церковь, так и колокольня находились в очень плохом состоянии. Западная стена и паперть расселись, одна глава была сломана. Также расселась  одна из стен колокольни. Главы церкви в это время были обиты железом, остальные части крыты тесом. Тесовая кровля также была в плохом состоянии. Ветхими были и деревянные обитые железом кресты на боковых главах. О состоянии железного позолоченного креста на центральной главе опись не сообщает, из этого можно сделать вывод, что он был в неплохом состоянии. Все кресты крепились цепями, которые к описываемому моменту порвались «от ветру». Поручик из Владимира Семён Берсенев составил подробную опись имущества, которым владел монастырь в те годы. В частности, согласно документу, на колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых весил 35 пудов (573 кг), а на колокольне — «часы боевые», то есть с боем, но, по сведениям поручика, «попорченные». Семён Берсенев тщательно описал все имевшиеся иконы, книги и церковную утварь, а также монастырские постройки: избу «для печения хлеба», амбары «для клажи ржаной и яровой муки», сарай «для становления саней и колясок» и т. д.

Екатерина II Алексеевна императрица Всероссийская с 1762 по 1796 годы

В описи верхнего придела упоминается резное изображение святителя Николая Мирликийского, находящееся между клиросом и северным входом в алтарь. Оно являлось святыней и достопримечательностью Спасского монастыря. Популярность его у верующих была настолько велика, что церковь зачастую называли «Св. Николая в Соснах»***. Вот что пишет историк И. Токмаков в 1889 году посетивший древний храм: «Между левым клиросом и входом в олтарь, как бы на страже к Святая Святых, стоит в грозном величии символическое резное изображение Святителя Николая Чудотворца, как блюстителя и защитника православия, с обнаженным мечем в деснице и с изображением церкви в шуйце, с митрою на главе, в парчовом Святительском облачении. Это изваяние перенесено в Спасский монастырь от разоренной литовцами во время самозванцев Никольской церкви в городе». З. Иванов добавляет: «Изображение св. Николая, высотою около двух аршин, находилось прежде в гор. Верее, в деревянном храме во имя св. Николая, и в монастырь взято было иноками, которые увидели его в реке Протве во время большого пожара… Место бывшей деревянной церкви св. Николая доныне известно под именем Никольского могильника (?), близ старой Можайской дороги». Дважды в год совершался Крестный ход с образом по Верее и окрестностям. ****

Святитель Николай Верейский

После закрытия монастыря Входо-Иерусалимский собор продолжал функционировать, но уже как приходская церковь. Во второй половине ХVIII века Верею охватил бум храмостроительства, связанный по всей видимости, с появлением в городе богатых меценатов. Этому способствовало развитие промышленности и торговли в регионе. Город оказался на пути мощного транзитного торгового потока с востока на запад и обратно. Только одних купцов в городе насчитывалось около тысячи! Во второй половине ХVIII века на средства графини Александры Борисовны Толстой (1748-1805) во Входо-Иерусалимском храме был проведён ремонт. Её трудами и заботами нижняя церковь храма — Покрова Пресвятой Богородицы — была приведена в порядок. Сама графиня, её муж Алексей Петрович и их сыновья были похоронены рядом с храмом. Надгробная плита госпожи Толстой с младенцем Павлом Алексеевичем Толстым сохранилась до наших дней и находится  за алтарем храма. Следует также отметить, что в 1877 году к 200-летнему юбилею верейского храма Входа Господня в Иерусалим Русское Археологическое общество объявило его памятником архитектуры ХVII века. Возможно, во многом благодаря этому на протяжении следующих ста лет в храме периодически проводились ремонтные работы. Так, в 1882 году обновили звонницу. Средства на отливку нового «Благовеста» в 35 пудов пожертвовал местный крестьянин, житель деревни Хрупенка***** Яков Дмитриев. Но самые существенные ремонтные работы были проведены с  1899 по 1915 года. Тогда же впервые со дня постройки храма художники расписали его стены, и эта роспись частично дожила до реставрации 2007 года.

Приблизительно в середине ХIХ века на территории рядом с храмом был построен двухэтажный дом причта. На первом этаже размещались кухня и столовая, на втором — жилые комнаты. Сохранилось описание дома за 1910 год: «Печей русских 5, голландских 3 штуки, крыльцо при доме деревянное, обшитое тесом». У восточной стены храма ранее находилось кладбище, которое было разорено в советское время — надгробные плиты сбросили в глубокий овраг. Уже в наше время настоятель храма отец Роман нашёл некоторые из них и установил на старом месте. Самое древнее — это каменная плита с братской могилы 26-ти(?) человек, по-видимому, защитников Вереи и монастыря при отступлении оккупационных войск из Москвы в Смутное время. На ней стоит дата — 20 декабря 7120 года (02.01.1613). Один из фрагментов этой плиты вмуровали в стену апсиды — получился своеобразный памятник.

Надгробие братского 26-ти человек захоронения 1613 года некрополя Верейского Спасского Входо-Иерусалимского бывшего мужского монастыря. Текст гласит: «Лета 7120 году месяца декобря в 20 день на память святаго мученика Игнатия престави раби 26»

Входо-Иерусалимский храм на Протве официально закрыли в 1934 году, хотя, как утверждают местные жители, фактически службы прекратились пятью годами раньше. За годы советской власти церковное здание превратилось практически в руины. До этого храм был разграблен, в том числе исчез весь церковный инвентарь, исчезли иконы с некогда богатого иконостаса… Кого здесь только небыло. В 1930-х годах в помещении размещалась ветлечебница, а перед самой войной — пионерский лагерь. В годы войны взрывная волна от упавшей по соседству бомбы снесла одну из пяти главок, сильно пострадал и барабан, который она венчала. После войны в храме и на прилегающей территории разместили машинно-тракторную станцию, установили токарные станки, на которых вытачивали елочные украшения. Любопытно, что в 1960-х годах областные власти выделили средства на реставрацию, которая проводилась под руководством тогда ещё начинающего архитектора-реставратора Николая Свешникова. Главки покрыли красивым, но недолговечным деревянным лемехом, установили такие же деревянные кресты, привели в достойный вид основное крыльцо, оконные проёмы, цоколь… Увы, в самый неожиданный момент закончились выделенные средства, и работы прекратились. Храм благополучно простоял до 2000 года, когда был передан православной общине.

В 2007 году начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся в 2013-м. 17 ноября 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин Великого освящения Входо-Иерусалимского храма. Также владыка наградил людей, чьими усилиями святыня была воссоздана. Благотворитель Михаил Бахтиаров был награжден орденом блгв. кн. Даниила Московского III степени, его супруга Светлана — орденом прп. кн. Евфросинии Московской III степени, протоиерей Олег Митров — орденом прп. Сергия Радонежского III степени, клирик храма священник Роман Власенко — медалью Московской епархии «За усердное служение» III степени. Особенно потрудившиеся в деле воссоздания церковной жизни прихожане были отмечены митрополичьими благословенными грамотами. Восстановлен сам храм, дом причта, ограда и угловые башни, то есть весь прихрамовый архитектурный комплекс в объёме ХVII века. 

В 2012 году внутри храма установили деревянное резное изображение Св. Николы Верейского. Икону разместили на том же месте, где изначально до разорения храма находилась прежняя. 14 марта 2012 года состоялось освящение первых восьми колоколов, вес самого большого из которых, названного «Архангел Михаил», достиг 164 килограммов. Но летом того же года на звонницу был поднят ещё более весомый колокол — 700-килограммовый «Благовест». Сегодня прихожан Входо-Иерусалимского храма у ворот встречают замечательные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери. Их создали художники мастерской церковного искусства «Благовещение» Алексей Жучков и Светлана Темчук. Местные старожилы сегодня с улыбкой вспоминают, что ещё недавно над входом имелась надпись «Пионерлагерь».

Никола Верейский

*********

* В 1713 г. стольник князь Петр Алексеевич Коркодинов построил в Тропарево каменную церковь, освящённую игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением. Ярусный храм типа восьмерик на четверике в стиле московского барокко. В 1717 г. деревянная церковь взята в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь.

** В летописи составленной священником Вениамином Андреевичем Докучаевым в 1860 году указано, что «Нижний придел позднейшего устройства по сказаниям устроен тщанием госпожи Толстой». Предположительно с середины XVIII вкладчиками монастыря становится семейство местных помещиков Толстых, владеющих деревнями Рождественно и Годуново. Особенно радела о монастыре женская половина этого семейства — свекровь и невестка Толстые: Прасковья Федоровна 1713-1774 гг. (при рождении княгиня Голицына и по первому мужу Барятинская) и Александра Борисовна 1748-1805 гг. (при рождении графиня Толстая). О ней еще будет сказано ниже.

*** Монастырь был окружен глухим сосновым лесом.

**** В 1870 году симбуховские прихожане сильно пострадали от свирепствовавшей там холеры. Обезсиленные борьбой с эпидемией и видя, что обыкновенные человеческие средства не оказывают помощи, симбуховцы обратились к милосердию Божию и заступничеству чудотворца Николая. Из Спасской города Вереи церкви была принесена икона святого угодника и в предшествии хоругвей и других святых икон обнесена вокруг села и деревень. По совершении крестнаго хода ужасная болезнь стала ослабевать и вскоре совершенно прекратилась. В благодарность святителю Николаю за оказанную им чудесную помощь симбуховские прихожане дали обет ежегодно, 6 августа, поднимать икону Святителя и совершать крестный ход, что исполнялось до 1930 года.

     Из воспоминаний Анатолия Борисовича Свенцицкого (1921-2007) заслуженного артиста России и Литвы: «С жизнью в Верее летом 1930 года связано одно из моих самых ярких воспоминаний детства — это крестный ход на весеннего Николу. В то время в городе действовало четыре храма: Св. Пророка Илии, Св. Георгия на базарной площади, Св. равноапостольных Константина и Елены и зареченский слободской храм Св. муч. Космы и Дамиана. Собор был закрыт, Действовали еще и близлежащие храмы бывшего монастыря и храмы села Загряжского, а также небольшой старообрядческий храм (австрийская епархия Рогожского кладбища). Во всех я мальчиком был и помню духовенство Вереи. Особенно почитаем у жителей был молодой протоиерей о. Александр, впоследствии репрессированный, — настоятель Ильинского храма,. Помню священников: протоиерея Василия — настоятеля монастырского храма и прот. Виктора — настоятеля Константино-Еленинского храма. Настоятелем храмов селения Загряжское был иеромонах, имя его мне неизвестно. По обычаю два раза в год из монастырского храма за рекой в город шел крестный ход с чудотворным образом Николы Можайского. Это была искусная деревянная статуя. Глаза чудотворца казались живыми… При огромном стечении жителей образ был внесен в громадный храм Св. Великомученика Георгия, который стоял на Базарной площади среди старинных торговых рядов… «Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!» — пели люди. Образ Св. Николая был обнесен вокруг города и во всех храмах служили водосвятные молебны. Гремели колокола… Крестный ход в то лето был последним. А уже через год заполыхали во многих городах костры на площадях — сжигались иконы и иконостасы.

   Уже взрослый, до «перестройки» побывал я в Верее. Собор реставрировали, восстановили памятник Дорохову, разрушены до основания храм Св. Георгия и торговые ряды. Реставрирован и храм монастыря, но почему-то двери храма оказались не заперты, окна без стекол, а внутри хулиганили подростки — портили, разумеется, реставрацию. Я увидел голые свежеоштукатуренные стены храма, но на стенах вместо живописи хулиганские рисунки и нецензурные надписи… Невольно подумал — вот они потомки люмпена и беднейшей крестьянки — без стыда, совести и памяти… И одолел меня ужас! И невольно пришли на ум не идеи христианского примирения, а возмездия. Заорал я на подростков, они разбежались, приняв меня за … иностранного туриста с фотоаппаратом, как испуганно крикнули они».

***** Бывшие владения монастыря деревни Ершовка, Хрупенка и Монастырская Слобода в настоящее время улицы Ершовка, Восточная  и Красная Слобода в Верее.

Исправленный и дополненный текст из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №319, 2018 г.